Поиск от Flexum.ru

Задание 2. Обучение на основе ИКТ



  1. Раскройте понятия “информационно-коммуникационные технологии” и “информационные технологии”. В чем их различие?
  2. Что дает педагогу внедрение ИКТ в учебный процесс?
  3. Какие изменения в организации и осуществлении учебного процесса связаны с внедрением ИКТ?
  4. Какова роль компьютера в организации и управлении учебным процессом?




1.Раскройте понятия “информационно-коммуникационные технологии” и “информационные технологии”. В чем их различие?
По данным ГОСТ Р 52653-2006, понятия «Информационная технология» и «Информационно-коммуникационная технология», трактуются следующим образом:
·         Информационная технология: Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления этих процессов и методов.

·         Информационно-коммуникационная технология: Информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.

Отличие меду данными определениями:
ИТ – это все процессы, действия над информацией, а ИКТ – это ИТ осуществляемые с помощью коммуникационных технологий, соответственно с помощью вычислительной техники и средств телекоммуникации.

2. Что дает педагогу внедрение ИКТ в учебный процесс?
Преимущества использования ИКТ
1.        Индивидуализация обучения;
2.        Интенсификация самостоятельной работы учащихся;
3.        Рост объема выполненных на уроке заданий;
4.        Расширение информационных потоков при использовании Internet.
5.    Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.
6.  Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.
7.        Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
8.  Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика
9.    Для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
10. Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

1.        Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.
2.        У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
3.        Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
4.        Отсутствие контакта с учителем информатики.
5.        В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
6.        Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
7.        Не хватает компьютерного времени на всех.
8.        В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
9.        При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
10.    Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

3.Какие изменения в организации и осуществлении учебного процесса связаны с внедрением ИКТ?
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Во-первых, необходимо научить, помочь учителю в освоении ИКТ, для успешного применения и организации учебного процесса.
Во-вторых, со стороны учителя требуется много времени, чтобы составить действительно хороший урок, с использованием ИКТ, который будет интересен ребенку, на котором ребенок может активно и с интересом работать, видеть плоды своего труда и мог оценить их.
В-третьих, необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. 
Использование ИКТ призвано поднять образование на более высокий уровень, сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

4.Какова роль компьютера в организации и управлении учебным процессом?
Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен составить план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы.
Такому уроку свойственно следующее:
1.   принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
2.        управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
3.  интерактивный и диалоговый характер обучения;  -  ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
4.        оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
5. поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
6.        неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний.
При этом компьютер выполняет следующие функции:
1.      в функции учителя компьютер представляет собой:
       источник учебной информации;
       наглядное пособие;
       тренажер;
       средство диагностики и контроля.
2.      в функции рабочего инструмента:
       средство подготовки текстов, их хранение;
       графический редактор;
       средство подготовки выступлений;
       вычислительная машина больших возможностей.
При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты, которые дают возможность учителю подготовить более наглядный и интересный урок.

2 коммент.:

Дарья Пронякина комментирует...

У меня возникло неоднозначное отношение к представленному ответу. Попробую отразить свои комментарии по каждому пункту:
1. На мой взгляд, целесообразно представить трактовки понятий «Информационные технологии» и «Информационно-коммуникационные технологии» различными авторами, а не ограничиться одним ГОСТом.
2. Преимущества использования ИКТ представлены достаточно полно. А вот некоторые недостатки у меня вызывают сомнение, например, "Отсутствие контакта с учителем информатики", "У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры". Также немного удивляет заметный уклон Гарника на выделение недостатков использования ИКТ, связанных с нехваткой времени для работы с Интернетом..
3. Представлены какие-то рекомендации педагогу и не совсем понятно, как это связано с самим вопросом данного пункта. На мой взгляд, ответа здесь не дано.
4. Немного не поняла логику ответа по этому пункту. К чему здесь сказано о дидактических принципах? По-моему, этот абзац необходимо убрать, а функции компьютера оставить . Необходимо дополнить данный пункт еще какой-либо информацией.

Аракелян Г.С. комментирует...

Постараюсь ответить на каждый из вопросов.
1. Безусловно существует огромное количество трактовок данных понятий, которые на мой взгляд не имеет смысла описывать в работе, главное описаны отличия между понятиями.
2. Все мои сомнения исчерпали себя после 4 месяцев работы в школе. Автор описывает как достоинства, так и недостатки.
3. Возможно ты и права, автор же показал изменения учебного процесса, через проблемы которые возникнут с внедрением ИКТ.
4.Роль компьютера раскрывается через функции компьютера как инструмента и уроки которые можно организовать с помощью данного инструмента.

Отправить комментарий

Поиск от Yandex.ru

Поиск от Google.ru

Loading